Эксперты

Уголовная ответственность за клевету препятствует борьбе с коррупцией

Опубликовано: вторник, 4 марта 2014 г.

Действенная борьба против коррупции невозможна без участия гражданского общества, средств массовой информации, которые исполняют важную функцию общественного контроля. Государство самостоятельно не способно выявить и предотвратить большую часть случаев коррупции. Журналисты-расследователи, общественные организации, блогеры, активные граждане, разоблачители и т.д. выявляют и распространяют сигналы о возможной коррупции в органах власти и в частном секторе. Для их эффективной деятельности должны существовать и реализоваться на практике действенные гарантии свободы поиска и распространения информации, выражения взглядов, критики органов власти. Демократический контроль через общественное мнение является необходимым условием для прозрачности государственной администрации и сокращения возможностей для коррупции.

Уголовная ответственность за клевету, оскорбление, вмешательство в частную жизнь публичных служащих имеет огромный сдерживающий эффект, принуждает к самоцензуре и нивелирует способность активного гражданского общества содействовать предупреждению и противодействию коррупции. Общественный интерес в получении информации (даже если не подтвержденной) о возможных коррупционных деяниях и других нарушениях преобладает над интересами защиты репутации, права на приватность подозреваемых в таких правонарушениях.

В сентябре 2011 г. Сетью Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии был утвержден отчет о втором раунде мониторинга Казахстана в рамках Стамбульского плана действий, в котором Казахстану было рекомендовано: «Избегать того, чтобы ответственность за диффамацию использовалась для ограничения свободы слова и сообщений о коррупции; рассмотреть возможность отмены уголовной ответственности за клевету и оскорбление, а также схожих специальных составов преступлений против государственных должностных лиц.» Исполнение этой и других рекомендаций будет оценено во время третьего раунда мониторинга Казахстана, который начался в 2014 году и будет включать визит экспертов в Астану в конце мая и рассмотрение мониторингового отчета в сентябре 2014 г. в Париже.

Исполнению рекомендаций ОЭСР, а также других международных организаций и международных стандартов (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.) наилучшим образом будет соответствовать полная декриминализация клеветы и оскорбления, в том числе отмена специальных составов преступлений, предоставляющих особенную защиту лицам с властными полномочиями. Это будет также соответствовать мировым тенденциям отказа от уголовной ответственности за любое выражение взглядов (кроме «языка вражды» и призывов к насилию).

В случае принятия политического решения о сохранении уголовной ответственности за клевету и оскорбление следует – в качестве промежуточных мер до полной декриминализации – максимально  ограничить возможность применения этих положений для воспрепятствования деятельности журналистов и других лиц/организаций, которые содействуют борьбе с коррупцией. С этой целью рекомендуется:

1) Перевести все составы клеветы и оскорбления в разряд уголовных проступков, что должно также означать сокращение срока давности привлечения к уголовной ответственности по этим статьям до не более чем 1 года.

2) Установить возможность уголовного преследования за клевету и оскорбление исключительно в частном порядке (без возможности инициирования производства прокурором).

3) Установить обязательным условием ответственности умышленное причинение клеветой значительного вреда чести, достоинству или репутации (вместо таких формулировок как «сведений, порочащих…», «посягательство»).

4) За совершение этих правонарушений не может применяться наказание, которое предусматривает какое-либо ограничение свободы, в том числе краткосрочный арест, исправительные работы, общественные работы. Достаточной (пропорциональной) мерой наказания является штраф (но не в чрезмерном размере).

5) Отменить квалифицированный состав клеветы, соединенной с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления – такое положение прямо противоречит политике борьбы с коррупцией.

6) Прямо исключить ответственность за выражение оценочных суждений, в том числе за критику лиц, исполняющих функции публичных органов власти.

7) Прямо исключить ответственность за распространение информации, которая касается исполнения публичными служащими их функций и полномочий.

8) Установить возможность освобождения от ответственности за клевету, если распространяемая информация отвечает общественному интересу, который преобладает над интересом защиты личных прав, в частности когда информация касается возможных коррупционных или других правонарушений.

9) Пересмотреть состав нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 148 проекта УК), в частности: установить условием ответственности обязательное причинение значительного вреда в результате незаконного сбора или использования сведений о физическом лице, которые защищены предусмотренной законом тайной; ввести понятие преобладающего общественного интереса в распространении информации, при наличии которого лицо освобождается от ответственности.

10) Прямо исключить ответственность за распространение информации, которая без изменений (и без комментариев одобрения) передает высказывания, заявления других лиц (официальные заявления, повторение высказываний, опубликованных в СМИ).

11) Устранить в составах соответствующих правонарушений нечеткие формулировки, которые приводят к правовой неопределенности и оставляют чрезмерную дискрецию правоприменяющим органам (например: «выраженное в неприличной форме», «воздействие … с целью воспрепятствовать исполнению обязанностей», «вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия»).

Подготовлено Дмытром Котляром, экспертом, консультантом ОЭСР, 20 февраля 2014 г. Выраженные в этом документе точки зрения принадлежат автору и не отображают официальную позицию ОЭСР или других организаций.