Своими Словами

Urban Talks – площадка новых идей

Опубликовано: четверг, 10 ноября 2016 г.

В прошлом году Молодежная программа Фонда Сорос-Казахстан в рамках Urban Forum Almaty инициировала конкурс на социально-значимые проекты, направленные на развитие города. Целью конкурса было формирование и вовлечение горожан/городских сообществ в решение актуальных проблем города; содействие устойчивому развитию города Алматы, а также подотчетности и открытости данного процесса; повышение гражданской активности и ответственности горожан, особенно молодежи. Всего на конкурс поступило 80 заявок, из которых Экспертный комитет программы отобрал 8 победителей. Сегодня мы решили поговорить с победителями конкурса, и узнать о проделанной работе. Наши первые гостьи – Катерина Новоселова и Анель Молдахметова рассказывают о проекте Urban Talks.

Urban Talks - это независимая площадка для обсуждения наиболее важных тем городского развития и планирования, объединяющая вокруг себя экспертов, активных горожан, представителей бизнеса и городской администрации.

Катерина Новоселова (К.Н.): Идея создания UrbanTalks появилась прошлым летом на перекрестке Желтоксан – Богенбай батыра или «Мира-Кирова», как горожане называли в сети движение по защите здания бывшего Госплана.  Я, как архитектор, пыталась внести свой вклад в это движение. Для меня это тогда был первый опыт высказывания своего мнения по поводу какой-то городской истории. Я увидела все городские процессы из другого ракурса, и впервые почувствовала себя активным жителем. Именно тогда я начала задумываться над такими вопросами, как «Почему всё происходит так, как происходит?», «Что ждет наш город?», «На что мы можем повлиять, изменить?». Именно тогда я поняла, что многим из нас не хватает знаний, более широкого взгляда, всестороннего анализа, полноценного осознания ситуации. У нас нет цифр и нужных аргументов, мы не умеем вести диалог, мы не понимаем друг друга. Тогда и зародилась идея создания такой площадки с лекциями и обсуждениями.

Анель Молдахметова (А.М.): История с «Мира-Кирова» – это яркий пример того, что люди пытались донести до девелоперов и городской администрации свою позицию по поводу исторической застройки. Однако, она также показала, что горожанам нужны другие инструменты для диалога с властями, что не хватает конструктивного подхода к обсуждению проблем, профессиональных знаний о городской среде. Мы просто подхватили этот запрос, и решили создать такую площадку самостоятельно. Мы подумали, что пора начинать формировать профессиональное сообщество активных горожан, бизнесменов, экспертов, которым не все равно, что происходит с городской средой. Помимо этого, мы также хотели работать с общественным мнением вокруг актуальных городских тем, чтобы повышать уровень обсуждения, а также, чтобы стимулировать процессы изменений в городской среде, которые, как это ни странно, начинаются с активного обсуждения резонансных тем.

К.Н: В рамках Urban Talks мы провели 9 встреч. На каждую встречу приходило от 50 до 100 человек. Первая встреча была в декабре прошлого года, и мы посвятили ее качеству воздуха в городе. Толчком к выбору темы послужила история с приложением AUA, которое в реальном времени показывало уровень загрязненности воздуха. Мы пригласили спикеров, которые с разных сторон раскрывали эту тему: застройка, транспорт, озеленение, наука, газификация, здравоохранение. Тогда к нам сами пришли представители Акимата и Транспортного холдинга. Завязалась горячая дискуссия, было сказано много интересного, возникли полезные знакомства. Одним из результатов этой встречи стало создание рабочей группы AUA, которая сейчас проводит мониторинг, аналитику и информирует горожан обо всем, что связано с качеством воздуха в Алматы. 

На лекции Дмитрия Абрамова, в то время руководителя проектов онлайн-школы городских предпринимателей «Вектор», куратора спецпроектов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в Москве, мы впервые затронули тему изучения города. Мы к этой теме будем возвращаться еще не раз, потому что проводить качественный анализ перед запуском любого проекта и перед тем, как принимать какие-то решения – это важнейшая часть, которую у нас принято игнорировать. Кстати, сейчас проект CitySolution на базе бизнес-инкубатора Мост продолжает сотрудничество со школой «Вектор» и недавно они запустили «Курс школы городских решений».

Когда объявили конкурс на брендбук города, мы пригласили Константина Гаранина, специалиста по средовому маркетингу из Москвы. Нам хотелось копнуть глубже эту тему, выйти за рамки принятого в нашей администрации подхода «бренд – это логотип», и понять, что же это такое на самом деле, из чего складывается бренд города и, главное, зачем он нужен. Думаю, нам это удалось.

Были также две лекции архитекторов. Одна лекция нашего бывшего соотечественника Тотана Кузембаева, которыйсейчас живет и работает в Москве. Его деревянная архитектура и подход к проектированию вдохновляют многих архитекторов. 

Вторая лекция была на тему «Советская архитектура в наследство». Профессор Жан-Луи Коэн - крупнейший мировой специалист в области архитектурного модернизма и постмодернизма и эксперт по советской архитектуре авангарда  – дал такой общий обзор на тему сохранения исторической застройки в мире и на постсоветской территории и  затронул важную роль активных горожан в этом процессе.

Наряду с этим у нас были ряд экспериментальных проектов. Так совместно с Urban Forum Almaty мы провели мастер-класс по картированию спальных районов на примере микрорайона Орбита. Нас сильно порадовала настоящая искренняя вовлеченность участников исследований. Также в сентябре мы провели встречу на открытой площадке в рамках фестиваля Art Energy Almaty. Мы попросили разные городские проекты рассказать об их активностях. Было несколько неожиданных открытий даже для нас. Люди обменивались впечатлениями и контактами, находили единомышленников и поддержку.

А.М: Сейчас, после года работы, мы понимаем, что не хотим ограничиваться одним форматом обсуждений и лекций. Проведя энное количество открытых встреч-дискуссий, перед нами встал логичный вопрос – а что со всеми этими обсуждениями делать? Понятно, что свою роль по формированию общественного мнения и повышению уровня информированности о городских вопросах площадка выполняет, но этого мало. Именно поэтому мы начали экспериментировать с образовательным форматом – мастер-классами на основе реальных кейсов. Так появилась идея провести мастер-класс по созданию концепции для общественного пространства на примере трамвайного депо совместно с Центром Развития Алматы, который проводил открытый конкурс на лучшую концепцию (прим. со 2 августа по 2 октября 2016 проходил конкурс на создание лучшей концепции общественного пространства на территории трамвайного депо).  Хотелось не просто вовлекать наиболее активных горожан в образовательный процесс, но и показать им массу альтернативных вариантов и идей для общественного пространства. Зачастую многочисленные торговые и бизнес-центры, шашлычные, бессмысленные гостиницы класса люкс возникают от банального отсутствия фантазии, а также отсутствия понимания комфортной городской среды, и знаний о новых возможностях и демократичных форматах.

К.Н.: Эти встречи позволяют взглянуть на какой-то вопрос, тему или проблему с другой стороны, заставляют задуматься, вдохновляют, объединяют людей и инициативы.
Нельзя не отметить, что буквально за последние полгода в городе появилось гораздо больше открытых площадок с похожим форматом для обсуждения разных тем. Хочется верить, что наша площадка послужила неким толчком к этому, примером для подражания.